Опись имущества при сдаче квартиры в аренду: зачем и как составлять, кого и от каких бед она защищает

|

5 мин чтения

|

3942

Фото: shutterstock

Если бы ты сдавал квартиру, то кому прежде всего доверил бы пользование жилплощадью — одинокому человеку, семейной чете с ребенком или паре с домашним питомцем? Угадать сходу, кто будет бережней относиться к чужим вещам, получится не у многих. А вот что каждый может сделать для защиты своего имущества от порчи, а себя — от лишнего стресса и трат, так это прикрепить опись вещей к договору аренды и принимать по ней жилье при выезде квартирантов. Давай разбираться, что это за бумага и как грамотно ее оформить

Что такое опись имущества при сдаче жилья в аренду?

Как убедиться, что при смене арендаторов вещи в квартире останутся в полном составе, целыми и невредимыми, разве что с поправкой на естественный износ? Ответом на вопрос выступает документ, дополняющий договор найма недвижимости. В некоторых случаях опись может включаться непосредственно в сам договор. В компанию к ней составляют два акта приема-передачи жилого помещения (в двух экземплярах каждый, но может потребоваться и третий, для риелтора): первый заполняется обеими сторонами перед сдачей квартиры, второй — при выезде съемщиков.

На документах должны стоять подписи всех, кто участвует в сделке, с их расшифровкой, а также текущая дата. Оформлять бумаги можно в свободной форме либо на специальном бланке. Кроме подписей сторон в описи и актах должны фигурировать их ФИО, серии паспортов с данными о прописке и дате выдачи документа, ИНН.

Как правило, инициатором составления описи имущества выступает собственник. Его интерес понятен: истории о том, на что способны отдельные квартиранты, подвигают на максимальную защиту своих вещей. Однако этот документ полезен и для съемщика. Если, скажем, владелец (или другое лицо, зарегистрированное по адресу) задолжает крупную сумму банку и в квартиру нагрянут коллекторы / сотрудники исполнительной службы для описи/изъятия ценного имущества, жильцу будет проще отстоять свои вещи. Ведь не факт, что квитанции на всю технику или мебель, купленную арендатором за свой счет, будут под рукой. Перестраховка никогда не будет лишней.

Фото: shutterstock

Насколько подробным должен быть список?

Чем подробнее будет опись имущества, тем лучше. Это уменьшит трения между сторонами в случае возникновения конфликта по поводу состояния имущества. А если порча вещей всё же имела место, с помощью документа будет легче определить сумму ущерба. Опись должна содержать информацию о таких объектах:

  • Сантехника.
  • Мебель.
  • Посуда, текстиль.
  • Бытовая техника, электроприборы.
  • Предметы декора, ковры и т.д.
  • Отделка.
  • Счетчики и другие приборы учета.

О чем желательно сделать отметку:

  • Количество и текущий внешний вид.
  • Наименование компании-производителя, год выпуска и серийный номер.
  • Степень изношенности, наличие дефектов (царапины, трещины, сколы, недостающие части и т.п.).

В список рекомендуется включать все предметы, которые представляют ценность. Иначе не получится ничего доказать, если их не будет на момент возвращения квартиры собственнику.

Показания приборов учета

Этот пункт актуален, если за пользование коммунальными услугами съемщик платит по показаниям счетчиков (вода, газ, электроэнергия). При заключении договора найма квартиры сними показания всех приборов учета и зафиксируй данные в документе.

Фото: shutterstock

Техника, мебель и другие ценные вещи

Добавляя в опись имущества бытовые приборы и предметы мебели, обязательно указывай не просто, к примеру, «телевизор», но детали вроде марки, модели и серийного номера. Это поможет избежать ситуаций подмены имущества на менее ценное или даже нерабочую технику. Дополнительно можно указать ориентировочную стоимость предметов. Также зафиксируй, сколько комплектов ключей передаешь новым жильцам.

Дефекты и недостатки

Неработающие выключатели, неисправные конфорки, отслоившиеся обои или облупившаяся краска, треснувшая плитка или отколотый угол шкафа — все дефекты от времени и эксплуатации должны быть запечатлены в документе, если не хочешь потом сражаться за каждую серьезную царапину или другой дефект. Это касается и пятен, оставленных экс-жильцами, ведь далеко не факт, что с ними удастся разделаться. Документальное подтверждение помогает обеим сторонам установить, на ком лежит ответственность по замене вещи, проведению ремонта.

Поломки поломками, но не стоит забывать и о таком аспекте, как амортизация. Понятно, что петли, доводчики, ручки, краны, бытовая техника и т.д. не могут служить вечно. И если реальный причиненный ущерб (выбитая витрина шкафа, разбитое зеркало или стекло, сломанная дверь и т.п.) — зона ответственности съемщика, то вышедший из строя старый насос стиральной машины или приказавший долго жить бойлер — совсем другая история.

Момент прощания: нужно ли фиксировать отсутствие претензий?

Даже если стороны расстаются на приятной ноте и владелец не имеет претензий к состоянию имущества, перед прощанием стоит заполнить акт приема-передачи жилья. Оформляется он аналогично документу, уже прикрепленному к договору найма квартиры. В нем содержатся:

  • Личные данные участников сделки: ФИО, ИНН, паспортные данные, сведения о месте постоянной регистрации.
  • Адрес жилья, сдаваемого в аренду.
  • Дата согласования акта.
  • Список ценного имущества (в соответствии с описью).
  • Подписи обеих сторон.

Разница с первым актом лишь в том, что принимающей стороной выступает не арендатор, а собственник недвижимости. Когда акт-приема передачи подписан, любые претензии по поводу состояния имущества теряют силу — и такой пункт должен быть в договоре.

Как правильно составить договор аренды квартиры и зачем нужен этот документ, читай здесь.